Задание: "Какие элементы системы Селестена Френе можно использовать в обучении первокурсников?"
Я считаю, что из системы Френе наиболее приемлемым для обучения первокурсников является введение "свободных текстов". Конечно, их написание, коллективное обсуждение и редактирование отнимет некоторое количество драгоценного времени учащихся, но, тем не менее, это будет неплохой инвестицией в знания последующих поколений студентов. Так, модификация системы "свободных текстов" должна содержать следующие этапы:
1) Собственно написание "свободного текста" студентом. Написано может быть все, что касается конкретной изучаемой на занятии темы: трудности в понимании и запоминании и способы их решения, интересные моменты и примеры, ошибки, ассоциации и пр.
2) Коллективное обсуждение и коррекция "свободных текстов". Здесь усилиями группы студентов могут быть исправлены и дополнены индивидуальные "свободные тексты". Для этих целей можно отвести 5-10 минут в конце каждого занятия.
3) Рецензия "свободных текстов" преподавателем. Здесь должны быть выбраны наиболее интересные и полезные с точки зрения учебного процесса "свободные тексты" для последующей их публикации. При необходимости возможна некоторая их корректировка со стороны преподавателя. Этот этап может быть объединен с предыдущим.
4) Подготовка и издание учебников-сборников "свободных текстов" в виде отдельных методичек по каждому предмету, либо по всем предметам курса в одном сборнике.
5) Использование опубликованных "свободных текстов" студентами при подготовке к занятию или экзамену.
Таким образом должна получится система, где студент при подготовке к занятию наряду с использованием общепринятых учебников может воспользоваться дополнительным пособием, своеобразным "сборником студенческой мудрости", где по каждому занятию было бы буквально пол-странички полезных и
интересных "свободных текстов" от таких же студентов, где были бы указаны наиболее трудные моменты в теме и способы их решения. Особенно ценна такая практика была бы для студентов первого курса.