Как оценивать, чтобы обучать?
Полностью согласна с коллегами, давшими ответ на этот вопрос ранее. Необходимо тщательно подбирать способы оценивания в зависимости от того, какую цель преследуем, чего хотим достичь в результате, какие компетенции развиваем и т.д. Необходимо проводить разностороннее оценивание на всех этапах обучения: сам процесс, итоговый продукт, полученные знания, умения, прогресс в обучении и т.п. Необходимо использовать различные стратегии. Для этого должен быть составлен четкий план. Хотелось бы здесь отметить, что, несмотря на такое разнообразие оценочной деятельности, процесс оценивания не должен занимать больше времени, чем сама обучающая деятельность (по усвоению материала изучаемой темы). Оценивание должно быть понятным для учеников, то есть проходить по четким критериям, чтобы ученики понимали, что им нужно сделать, каким образом и какого качества. Инструменты оценивания должны быть разнообразными, интересными. Даже, возможно, где-то оценивание можно проводить и в игровой форме. Необходимо мотивировать учеников к тому, чтобы они сами оценивали свою работу, взаимно оценивали работу друг друга (не по симпатиям, а по четким критериям). Необходимо научить ребят проводить оценивание, так как первоначально они этого не умеют делать, даже если критерии все доступны. И когда ребята поймут саму систему оценивания, им будут понятны оценки, которые учителя им выставляют на уроках. А от этого в определенной степени зависит мотивация к обучению. Со временем можно научить учеников самим разрабатывать критерии оценивания, что поможет им глубже понять всю систему оценивания.