Факультет математики и информатики > Методические дискуссии "Учебные сетевые проекты"

Тема 5. Инструменты и технологии оценивания в проекте

<< < (5/5)

Лапыш Е В:

--- Цитата: Битюкова Г А от Май 17, 2016, 03:47:02 am ---На сегодняшний день наиболее универсальным инструментом общения и самым популярным сервисом, удерживающим внимание большей части школьников, является социальная сеть "ВКонтакте". 

--- Конец цитаты ---
Я с Вами согласна именно в этой сети мне всегда удается найти своих учащихся, даже по мобильному телефону они так не откликаются, как там. И участвуя в проекте "Фестиваль культур" мое общение с командой ребят происходило в созданной ими для этого группе в "ВКонтакте".
Было удобно доводить до их сведений и задания, и корректировать их работу, и подбирать музыку к видео. А вообще мне кажется команда ребят (старшего возраста) сама должна выбирать ту среду. в которой им удобно обмениваться информацией. И как показал опыт они это делают с большим энтузиазмом за долю секунды приглашая туда руководителя!

Битюкова Г А:
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ УЧАСТИЯ В СЕТЕВЫХ ПРОЕКТАХ
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Остановимся на формировании контроля и самооценки средствами сетевого проекта. Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Самооценку можно разделить на три группы:
Прогностическая самооценка — оценка участником проекта своих возможностей, определение своего отношения к ним. Она актуализируется до начала проекта. Нацелена прогностическая самооценка на предвосхищение результатов действий и их последствий, на построение программ и планов действий. На подготовительном этапе проекта обычно проводится анкетирование учащихся. Анкеты обычно включают в себя три группы  вопросов: Общие вопросы:

Вы раньше участвовали в сетевых проектах?

Если да, то чем Вам запомнились эти проекты?

Почему Вы решили принять участие в данном проекте?

Затем идут направляющие проект вопросы. Например, на проекте «Ух ты, Масленица» в анкету были включены следующие вопросы:

Как Вы думаете, почему Масленицу праздновали широко на Руси?

Нужно ли продолжать традиции русского народа?

На проекте «Мой друг - Компьютер» участники заполняли первую часть таблицы «Знаю-Интересуюсь-Узнал-Как» по вопросам:

Какие носители информации существуют?

Как изменились носители информации со временем?

По какому правилу алфавитные клавиши расположены на клавиатуре?

Как правильно печатать на клавиатуре?

Третья группа вопросов направлена на выявление навыков работы участников на сетевых сервисах.

С какими сервисами Вы умеете работать? Затем идут уточнения: Вики, Блоги, Облачные сервисы Google, Сервисы on-line презентации, Ментальные карты, Ленты времени, On-line интерактивные доски и др.

Актуальная самооценка - оценка и основанная на ней коррекция исполнительских действий по ходу развертывания деятельности в проекте. Важным психологическим механизмом этого вида самооценки являются действия самоконтроля.

Оценивание работ в проекте происходит  на разных уровнях: самооценивание (контрольные листы); взаимооценивание (социальная сеть "ВКонтакте", отзывы в сообществе или блоге проекта); внешняя экспертиза (таблица оценивания). Но самооценивание проходит красной линией через все уровни. Выполняя задания очередного этапа, учащиеся ориентируются на критерии оценивания, предложенные авторами проекта. Оценивая работы других участников проекта, прежде всего, сравнивают работу с работой своей команды, во-вторую опираются на критерии оценивания.

После каждого этапа каждая команда заполняет листы самооценивания работы на этапе или каждый участник заполняет лист рефлексии:

Что вы поняли, работая над заданиями этого этапа проекта?

Что нового вы увидели, работая в команде на этом этапе проекта?

Что вы научились делать, работая над этим этапом проекта?

Опишите свои эмоции. Какое у вас настроение при работе в команде?

Оцените свой личный вклад в выполнение проекта (Выберите значение от 1. Почти все сделали без меня. до 10 Без меня работа бы не получилась).

Ретроспективная самооценка — оценка участником проекта достигнутых уровней развития, итогов деятельности. Однако ее назначение не ограничивается лишь подведением итогов, она участвует в определении субъектом перспектив своего развития, поскольку в ходе ее актуализации он отмечает как позитивные, так и негативные стороны своей деятельности и личности. Важной характеристикой прогностической самооценки является мера ее критичности, отражающая степень требовательности к себе субъекта. Самооценивание в ходе участия в сетевом проекте складывается из самооценки каждого участника проекта и всей команды в целом, где каждый участник играет определенную роль.

Иногда бывает рефлексия на заключительном этапе в форме незаконченных предложений. Хочу предложить для анализа рефлексию капитана команды ШРиТёнок Кузора Кирилла:

1.    Выполняя задания проекта я понял, я узнал, я разобрался во всем.

2.    В проекте меня порадовала работа в команде.

3.    Я похвалил бы себя за то, что все делал вовремя.

4.    Особенно мне понравилось комментировать другие работы.

5.    После проекта мне захотелось участвовать в следующих.

6.    Я мечтаю о хороших праздниках.

7.    В проекте мне удалось сделать все правильно.

8.    Я сумел все сделать.

9.    Было интересно узнавать новое.

10.  Было трудно комментировать записи других команд.

11.  Я понял, что надо все делать по критериям.

12.  Теперь я могу хорошо работать на  компьютере.

13.  Я почувствовал, что работать в команде очень хорошо.

14.  Я научился делать анимацию.

15.  Меня удивила эта работа ☺☺☺.

Для качественного результата участникам проекта нужно научиться взаимодействовать, высказывать свое мнение, давать оценку. На сегодняшний день наиболее универсальным инструментом общения и самым популярным сервисом, удерживающим внимание большей части школьников, является социальная сеть "ВКонтакте".  В проекте «Ух ты, Масленица» была организована коммуникация участников проекта именно там, так как это комфортная и привычная для учеников среда. Хочу привести некоторые комментарии Вконтакте https://vk.com/club66291749 работ других команд моими учениками:

Кузора Кирилл (оценка сайта-визитки)

Сайт-визитка команды «Дружные ребята» из г. Санкт-Петербурга нам очень понравился подробной информацией о каждом участнике команды. Есть девиз команды, который соответствует названию. Но на сайте есть недочеты. В «Наших работах» даны ссылки на статьи, а не на продукты деятельности. Нет ссылки на страницу Вконтакте и на контрольные листы самооценивания. Нет логотипа команды, а только фото одного из участников. Но мы думаем, что вы еще поработаете над страницей. Успехов!

Аида Домбровская (оценка интерактивного плаката)

Команда «Шаг вперед»

Описание химического способа зажечь костер без спичек-2

Оформление (фотографии, рисунки, видео)-1

Правила безопасного проведения опыта-2

Приведен список использованных ресурсов-2

Вот два комментария, один словесный на основе критериев, другой строго по критериям оценивания продукта деятельности. Но и Кирилл и Аида оценили чужие работы, опираясь на самооценку своих работ.

В ходе работы над проектом учащиеся учатся оценивать свое участие на всех этапах проекта, работу своих сверстников из других команд, сравнивать свое продвижение с продвижением других ребят, что способствует формированию адекватной самооценки.



Сайт проекта «Ух ты, Масленица» Е.И.Гвоздикова, А.А Корепанова https://sites.google.com/a/school97.ru/maslenica/pervyj-etap
Сайт первого сезона проекта  "Мой друг - КОМПЬЮТЕР" закрыт. Материалы можно посмотреть здесь: https://sites.google.com/site/interaktivnyjkalejdoskop/prezentacii-k-detskim-proektam/proekt-moj-drug---komputer
Самооценка. О.А. Воронова https://docs.google.com/file/d/0B4_32QfxoF-LS3lwSVpTZVU3WkE/edit
 

Скальская В Н:
На каждом этапе работы над проектом следует разработать чёткие критерии оценивания. Также следует дать подробные инструкции (если есть необходимость) не только по работе с сервисами, но и по таким вопросам, как "Как написать фантастический рассказ", "Как снять видео", "Как сочинить стихи" и т.д.
Следует предусмотреть возможность комментирования работ уч-ся или во время выполнения самого задания, или комментирование баллов в дневнике продвижения.
Также хорошо создать специальный документ, в котором каждый может получить онлайн-консультацию от руководителя проекта по какому-либо вопросу. Там же следует оказывать психологическую поддержку участников.

Лапыш Е В:
Совместно с коллегой Е.В. Пчельник при разработке своего УСП нами было принято решение, при оценивании работ команд в таблице продвижения указать отдельной графой штрафные баллы. Это обусловлено тем, что проект рассчитан на учащихся старших классов и нам хочется добиться от них ответственного отношения и соблюдения сроков выполнения заданий, что бы они учились планировать и организовывать работу, да и оценивать проект удобнее когда все команды стараются выполнять задания в срок!
Вот как выглядит наша таблица продвижения https://docs.google.com/spreadsheets/d/1_LV2w_KYm0GrcXzbkBpAh5p1cuG0DxcugQ6SjbnwDUw/edit?usp=sharing
В ней предусмотрен штраф, за опоздание при выполнении заданий больше чем на 3 дня по каждому этапу
Как вам такая идея? Мы очень долго ее обсуждали и решили опробовать в своем УСП.

В нашем УСП мы предлагаем ребятам провести интервью с  предпринимателем по вопросам создания и разработки собственного бизнеса, разрабатывая критерии мы решили их не усложнять и остановились на таком варианте https://docs.google.com/document/d/1SgB7-0sRqivotfTv5gwewk2F6StyG0XvJrFePLVehBM/edit?usp=sharing
В данном примере видно, что оценивание в проекте осуществляется непрерывно, одновременно используется самооценивание и оценивание экспертов (тьютора и авторов проекта).

Самооценка работы каждого члена команды в течении всей работы у нас проводится с присвоением учащимся монет (в соответствии с тематикой самого проекта), это стимулирует их к своеобразному накоплению капитала знаний ) https://docs.google.com/document/d/1XoFBcjgOi1myEUyVwlQ7Y1ba_G3GC0oOX0_QSgWNGvY/edit?usp=sharing 

МАКАРОВА НИНА ПЕТРОВНА:
Уважаемые коллеги, предлагается обсудить, каким образом можно оценить подготовку, ход и результаты проектной деятельности учащихся.

В комментариях к этому сообщению Вы можете привести на выбор:
1) примеры трех инструментов оценивания учащихся, которые вы используете в проектной деятельности. Если вы используете заимствованные инструменты, приведите автора, активную ссылку (библиографическое описание);
2) две статьи, наиболее точно раскрывающие проблемы новых подходов к оцениванию. Если вы используете заимствованные статьи, приведите автора, активную ссылку (библиографическое описание).

Обратите внимание, что оценивание в проекте осуществляется непрерывно. 
В проекте используется само-, взаимооценивание и оценивание экспертов (учителей, родителей, социальных партнеров).

Активный участник методических дискуссий:
приводит на выбор три собственных (уникальных) инструмента оценивания или ссылки на два методических материала по формирующему оцениванию (по принципу дополнения, т.е. не повторять ссылки других)
или
делает аналитический обзор по теме "Инструменты и технологии оценивания в проекте" в соответствии с требованиями, приведенными в сообщении.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии