Факультет математики и информатики > Методические дискуссии "Учебные сетевые проекты"

Тема 2. Сотрудничество в проекте

<< < (3/3)

Волосецкая О П:
Во-первых, хочу поблагодарить за подборку интересных материалов участников дискуссии. Способов деления на группы оказалось очень много, наверное в каждой конкретной ситуации, учитель будет использовать подходящий для данной ситуации способ, конечно, учитывать необходимо и мотивацию, межличностные отношения (симпатии, антипатии). Так как основная задача организовать учебное сотрудничество учеников.
Учебное сотрудничество в отношениях с учителем строится как дифференциация репродуктивных и творческих учебных ситуаций, а в отношениях со сверстниками — как различение своих способов действий и способов действий сверстников, их координация, умение адекватно и дифференцированно оценивать себя.
Показателями эффективного учебного сотрудничества являются:
децентрация как способность строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать относительность мнений, обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников;
инициативность как способность добывать недостающую информацию с помощью вопросов, готовность предложить партнёру план общих действий;
способность интеллектуализировать конфликт, решать его рационально, проявляя самокритичность и доброжелательность в оценке партнёра (Цукерман Г. А. и др., 1993).
в реализации  УСП, на мой взгляд, эфективно формируются коммуникативные УУД.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Стремление подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание быть в группе и иметь близких друзей сочетаются с не менее сильным желанием быть принятым, признанным, уважаемым в своей группе.

Зайкова С А:
Согласна с Еленой Владимировной!!  :)
Наиболее интересным оказался личный опыт в организации работы над проектами с участием групп разного уровня. Не всегда очевидным был выбор ребятами лидера группы и координатора по связям с общественностью)
Самое важное, что могу отметить, это 1. понимание ответственности. Очень порадовало воспитание этого важного качества у самих себя. многие современные социологические опросы отмечают инфантилизм казалось бы взрослых людей 18-20 лет от роду..Учебный проект помогал найти некую дверь в закрытый пряничный домик)   2. Взаимопомощь. Без нее никак. Все участники начинали понимать что это не прихоть и не кнут. Это комфортный путь к общей цели. Можно конечно по песку и в обход, неся все свое исключительно  на себе, но..  Вместе лучше.  И 3. открытие "общественности" своих скрытых увлечений и талантов. Никто никого не будет высмеивать. Все заинтересованы в неких ноу-хау которые помогут всей группе. 4. Поощрение.   Звучит странно для взрослых людей) но это именно так. Во всех проектах и во всех группах, с которыми пробовала работать, студентам любого курса важны были Публичные поощрения :) их форма, временной интервал и др. были не важны, но они обязательно должны были быть, и думаю, это замечательно. Это еще один способ взаимодействия с реальным миром и реальными людьми. Объем времени проводимый исключительно в социальных сетях большинством студентов и так зашкаливает разумные пределы..  Работа в команде над проектом позволяет оторваться от привычного провождения времени лайков в что-то более интересное и имеющее Результат. :)
 

Битюкова Г А:
Недавно я стала финалистом Всероссийского конкурса "Цифровой гуманизм" в номинации "Разработка урока в УСП" в соответствии с требованиями ФГОС. Предлагаю познакомиться с Технологической картой урока https://docs.google.com/document/d/1c3QNjQRohEnRJR54ZeVZJwRIauciIGVflEhWGud1B80/edit
 и выступлением на финале конкурса https://www.youtube.com/watch?v=E64CknHFV9U.
Там расписана организация работы в группах. Большой фундамент для сотрудничества дает работа над созданием видеороликов. В этом же проекте "Мой друг - Компьютер", учащиеся создали видеоролик "Туннельный синдром". Просматривая это видео https://www.youtube.com/watch?v=AB_RIA4lZRM складывается впечатление, что педагоги рассказывают учащимся о том, как нужно проводить профилактические действия. На самом деле учителя ничего об этом не знали. Представьте какую работу нужно было провести членам команды. Сначала найти упражнения для профилактики туннельного синдрома, затем рассказать об этом педагогам, а затем только снять этот спектакль на камеру.
В каждом сетевом проекте я старалась направить детей именно на создание видеопродукции.
Другие видеоролики вы можете найти в дневниках различных сетевых проектов на моем сайте:
https://sites.google.com/site/interaktivnyjkalejdoskop/prezentacii-k-detskim-proektam/proekty-2013-2014-goda-komandy-sriteenok

Лапыш Е В:
Я позволяла ребятам распределить обязанности и работу на каждом этапе самостоятельно и ответственным за результат был капитан команды. Потому как иногда ребята проявляют свою активность весьма в неожиданных заданиях. Мы часто думаем, что тому или иному учащемуся хорошо дается та либо иная работа, но поверьте - ребята умеют удивлять. Часто они творческие и их увлечения остаются за рамками учебной программы и выходят из поля зрения педагога. Но на мой взгляд суть проектной деятельности в возможности увидеть ребят с другой стороны. Поэтому важно дать им эту возможность.
Очень приятно видеть, как не самые сильные учащиеся сами проявляют активность и берутся за дело, достигают успехов. Как учащиеся сами набирают свою команду, как проявляются их лидерские качества, умение вести диалог и организовываться.
Но работу в таком порядке я вела с ребятами возраста 15-17 лет, они в принципе уже самостоятельны, думаю к разным возрастным группам необходим и различный подход.

Групповая работа требует четкой организации от преподавателя! Я заметила, что детям нужно указывать четкий пан действий, например нужно сделать то и то, кто будет ответственным за каждый результат? В данном случае учащиеся быстро проявляли активность и распределяли обязанности, а иначе они могли игнорировать все задания. опять же при таком распределении заданий они четко понимали, что их работа важна для результата команды. И если кто-то не справлялся, то другие ребята с радостью приходили на помощь, показывали пример или советовали. Часто спрашивали совета и у меня, по оформлению, просили проверить их работу, удивлялись когда понимали, что преподаватель владеет не просто знаниями, но и требует выполнения работы в соответствии с критериями отметки каждого задания, тем самым они понимали необходимость детального изучения и критериев оценивания и инструкций.

Самое удивительное, что учащимся лень читать все инструкции и памятки по работе в группе, команде. Эта обязанность тоже ложится на плечи педагогов, которым необходимо познакомить с ними учащихся. Очень хорошо описаны Правила работы в группе тут http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B_%D0%B2_%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B5

МАКАРОВА НИНА ПЕТРОВНА:
Организация сотрудничества в сетевом проекте.
Уважаемые коллеги, в начале участия в проекте Вам предстоит разделить учащихся на группы и организовать их совместную работу. Это происходит во время обсуждения Стартовой презентации.
Координатору следует учесть, что возможны два варианта работы с группами в проекте:
1) все группы в классе выполняют одно и то же задание, в конце этапа обсуждают результаты, собирают лучшие идеи, проводят внутренний конкурс и размещают в качестве отчета лучшие продукты, соответствующие требованиям этапа проекта;
2) команды делят между собой этапы; например, первая группа выполняет задание первого этапа, обстоятельно представляет результаты, передает эстафетную палочку другой группе. Та, в свою очередь, подхватывает второй этап и т. д.

В комментариях к этому сообщению, Активный участник методических дискуссий должен:
1) поделиться собственными приемами работы, которые он использует для деления членов команды на группы с учетом возрастных и других особенностей участников проекта;
2) написать, какие УУД формируются в групповой работе? как должна быть организована групповая работа, чтобы она носила развивающий характер?
3) привести собственные рекомендации (инструкции, памятки) для учащихся с целью организации эффективной групповой, командной  работы;
или
сделать аналитический обзор по теме "Сотрудничество в проекте" в соответствии с требованиями, приведенными в сообщении.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии