Л.С. АРИСТОВА
г. Речица, Гомельской области, ГУО «Речицкий районный лицей»
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ
ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Современная школа в условиях перехода к профильному обучению нуждается в эффективной стратегии и тактике преподавания.
ГУО «Речицкий районный лицей» имеет опыт профильного обучения уже давно и успешно работает в этом направлении, через систему организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся, обеспечивающей высокую компетентность по изучаемым дисциплинам.
Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения (с чем ушли с урока). Таким образом, ученик — это не тот, кого учит учитель, а тот, кто у него
учится. Это урок, на котором главным «работником» в процессе обучения
является ученик, учебная деятельность которого объективно направлена
на образование и формирование своей личности, а главным мотивом является учебно — познавательный. Задача учителя — организовать
процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению
знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей
учащегося, формирования у них основных приёмов умственной
деятельности. Критерием деятельности учителя является конечный
результат: дать ученику не только набор знаний по предмету, а
сформировать личность, готовую к творческой деятельности.
Высокомотивированный ребёнок – ребёнок, у которого
высокоразвиты внутренняя и внешняя потребности быть успешным в определённой области знаний и деятельности.
Для этого мы должны создать все условия, чтобы достичь высокого качества образования, следовательно, нужно по всем предметам обучать этого ребенка с помощью современных технологий. Новые прогрессивные знания создаются на стыке трех опорных позиций: развитый интернет, информационные технологии e-learning и подготовленные люди.
Новое время требует от нас, учителей, новых подходов к обучению.
Именно поэтомуприменение информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) — одна из актуальных тем опыта работы учителей.
Сегодня востребован специалист, который обладает многими интеллектуальными и психологическими особенностями: во-первых, он отлично пользуется компьютерными технологиями, что уже само по себе ценно, во-вторых, отличается более высоким уровнем самоорганизации, в-третьих, максимально мотивирован.
Перед нами стоит цель обеспечения качественного профильного
образования. Одним из возможных средств достижения цели является смешанное обучение. Смешанное обучение это — технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами. Компоненты смешанного обучения: традиционное прямое личное взаимодействие участников
образовательного процесса (face to face — F2F); интерактивное взаимодействие, опосредованное ИКТ и электронными информационно-образовательными онлайн-ресурсами (computer mediated — СМ); самообразование (self-study — SS).
Вопросы использования ИКТ в преподавании математики, повышение качества преподавания предмета на повышенном уровне, создание комфортной среды на уроке меня волновали давно. Применяя информационные технологии, мне удалось:
1. Индивидуализировать учебный процесс. Использование компьютера позволило каждому учащемуся работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации. 2. Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет. 3. Повысить наглядность.
Еще одна возможность повышения качества работы с высокомотивированными учащимися – сотрудничество с учреждениями высшего образования. В лицее ведется совместная работа с преподавателями ГГУ имени Франциска Скорины и Белорусского Государственного университета транспорта по активизации
исследовательской деятельности в классах физико-математического профиля.
Формирование исследовательских умений может происходить непосредственно на уроках, где используя проблемно-исследовательский метод, мы развиваем познавательные и творческие способности учеников. Об этом вы можете узнать и услышать в материалах “Введение профильного обучения ” Видеопанорама «Профильное обучение глазами учителей» на сайте АПО, где размещены видеоматериалы по многим предметам.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» И. Г. Песталоцци