Автор Тема: УСРС №1. Тема 6: Виды коммуникативной деятельности, модели коммуникации  (Прочитано 11264 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн РИТУС ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВНА

  • Студент
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
114:Виды коммуникации выделяются по составу коммуникантов.
Выделяют следующие виды коммуникации:
1) автокоммуникация – речь, адресатом и адресантом которой является один и тот же человек, т.е. человек говорит сам с собой на уровне внутренней или внешней речи (например, при некоторых видах нарушений психики);
2) межличностное общение – это общение личностей независимо от их принадлежности к тому или иному социуму;
3) групповая коммуникация: внутри группы, между группами, индивид – группа (интервью политического лидера или разговор руководителя компании со служащими). Здесь есть различия – не столько количественные, сколько качественные: разные цели – в коммуникации в малых и в больших группах;
4) массовая коммуникация происходит в том случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио; газеты, компакт-диски и кассеты; интернет; телефон и почта). Существуют и другие параметры, по которым можно дифференцировать типы коммуникации: 1) монокультурная коммуникация – это общение представителей одного национально-лингвокультурного сообщества, все члены которого обладают единой когнитивной базой; 2) межкультурная коммуникация – общение представителей разных национально-лингвокультурных сообществ, обладающих разными национальными когнитивными базами..
Также Ю.М. Лотман выделяет два типа коммуникации "Я – ОН" и "Я – Я". В первом случае наперед заданная информация передается от одного человека к другому константным в пределах всей коммуникации кодом. В другом – речь идет о возрастании информации, ее трансформации, переформулировке в других категориях, причем вводятся не новые сообщения, а новые коды. Оба эти принципа реализуются при общении двух культур:
-   тип "Я-Я' - ОН": представитель первой культуры, желающий передать свое сообщение представителю иной культуры. осуществляет его трансмутацию таким образом, чтобы оно могло быть принято кодом второй культуры;
-   тип "Я - ОН' -ОН": представитель второй культуры, желая принять сообщение, направляемое в коде первой культуры. должен сначала принять его в коде этой культуры, а затем осуществить трансмутацию в код собственной культуры;
-   тип "Я-Я' - ОН' -ОН": представители двух культур взаимно используют коды каждой из них для трансмутации информации в канале сообщения и поддержания межкультурного общения.
Следует признать, что .в процессе межкультурного общения часто реализуется и такой тип приема информации, как "Я -ОН", когда передача информации происходит в коде первой культуры, а ее прием - в коде второй. При этом нельзя отрицать самого факта общения, так как определеннное количество информации поступает, однако специфика ее получения по принципам организации собственного кода может существенно изменить как количество, так и качество этой информации.

Оффлайн ХУММЕДОВ ЭЗИЗ КУРБАНМУРАДОВИЧ

  • Студент
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
117:
2. Термин коммуникация (делаю общим ,связываю , общаюсь ) можно рассматривать как вид целенаправленной деятельности , одним из средств которой является речь, а знаковой целостной формой организации - текст .

Оффлайн ВЫБОРНОВ ЕВГЕНИЙ ИГОРЕВИЧ

  • Студент
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
112:
1.   Что такое «максимы Грайса»?
Максимы Грайса - коммуникативные обязательства говорящего по отношению к адресату, принципы сотрудничества (кооперации) адресанта и адресата.
Исходя из общего принципа сотрудничества (кооперации), Г. П. Грайс формулирует 4 категории правил - «максим общения»:
1) максима количества (информативность речи, насколько это необходимо);
2) максима качества (правдивость);
3) максима релевантности (говорить по существу дела);
4) максима способа выражения (ясность, краткость, последовательность).

Вторым принципом, регулирующим отношения между "я" и "другими", является принцип вежливости.
Этот принцип требует удовлетворения следующих максим:
1) максимы такта (Соблюдай интересы другого!)
2) максимы великодушия (Не затрудняй других!)
3) максимы одобрения (Не хули других!)
4) максимы скромности (Отстраняй от себя похвалы!)
5) максимы согласия (Избегай возражений!)
6) максимы симпатии (Высказывай благожелательность!).
Нарушение правил коммуникации может иметь своей целью повышение экспрессивности речи. Оно в этом случае формирует стилистические приемы (такие, как повтор, риторический вопрос, ирония, гипербола, литота и т. п.). Отступление от правил может привести к коммуникационной неудаче.

Оффлайн ЩЕРБОВИЧ ИРИНА СТАНИСЛАВОВНА

  • Студент
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
116:
1.   Что такое «максимы Грайса»?
"Максимы Грайса" -  коммуникативные постулаты, которые вытекают из общего принципа сотрудничества. Они помогают говорящему выразить свое коммуникативное намерение, а также призваны обьяснить, каким образом, то ,что говорящий имеет ввиду имеет нечто большее, чем буквальное значение выражения.

Оффлайн БЕРНАТ ВЛАДИСЛАВ МАРЬЯНОВИЧ

  • Студент
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
114: 2. Является ли однозначным термин «коммуникация»? Аргументируйте ваш ответ.
Термин «коммуникация» является многозначным. Многозначность заложена в его происхождении. Термин восходит к лат. communicatio — сообщение, передача; от лат. communico — делаю общим. Отсюда термин «коммуникация» приобретает прямое значение «связь», «путь», «сообщение» (на что указывают в своих толковых словарях, например, Даль, Ожегов, Ефремова). Входя в терминологию, этот термин принадлежит в подобном значении, в первую очередь, сфере транспорта. В энергетике, например, этот термин получает значение «Линия энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения».
Второе значением данного понятия, вытекающим из первого, является «общение, контакт». Именно в этом значении термин входит в лингвистику. При этом стоит отметить, что единого определения коммуникации, удовлетворяющего всех, нет.

Оффлайн ПАНКЕВИЧ ДИАНА АНДРЕЕВНА

  • Студент
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
115:
3. Виды коммуникации выделяются по составу коммуникантов. Это весьма существенное различие для профессионального коммуникатора, поскольку технология работы в каждом случае имеет свою специфику (даже громкость голоса в случае, например, разговора с самим собой, с одним собеседником или с большой группой будет различаться).

1) интраперсональная коммуникация равна разговору с самим собой, человек диалогизирует и свой внутренний ‘монолог’, разговаривая со своим внутренним голосом, alter ego, совестью и т.п.;

2) межличностная коммуникация как правило связана с идеальной моделью коммуникации и во многом первична, в ней участвуют двое коммуникантов (но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п.);

3) групповая коммуникация: внутри группы, между группами, индивид – группа (интервью политического лидера или разговор руководителя компании со служащими); есть различия – не столько количественные, сколько качественные: разные цели – в коммуникации в малых и в больших группах (chat rooms и forums в интернете; message boards);

4) массовая коммуникация происходит в том случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио; производство компакт-дисков и кассет; интернет различаются по степени охвата и всеобщей ‘обязательности’, здесь может срабатывать индивидуально-групповая избирательность; телефон и почта подходят под данную рубрику только количественно, за исключением массовой или целевой, т.е. групповой рассылки рекламы по почте).

На уровне массовой и, отчасти, на уровне групповой коммуникации возникают парадоксальные явления. Отправителем может быть отдельное лицо, а получателем – группа, коллектив, масса, партия, народ и т.п.

Оффлайн ЯКУТЕНОК ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

  • Студент
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
114:
   Что такое «модальная координация» в диалоге?
Речевые акты в диалоге могут координироваться на предметно-логическом (когнитивном) и прагматическом (модальном) уровне. Если под когнитивной координацией имеется в виду согласование речевых актов коммуникантов на уровне понятийном и тематическом (проявление желания адресата разговаривать на тему, предложенную адресантом, или принятие ими единой терминологии), то под модальной координацией понимается согласование речевых актов коммуникантов на основе их персонального отношения к предмету разговора (Х: - Сегодня был вкусный пирог! // Y: - Да, мама молодец!)

   От чего она зависит?
Модальная координация зависит от типа взаимоотношений между коммуникантами (степень официальности, статусно-ролевая характеристика), что, в свою очередь, берёт своё начало непосредственно в моральных устоях и правилах той культуры (тех культур), в рамках которой (которых) происходит диалог.
« Последнее редактирование: Февраль 23, 2015, 03:52:47 am от ЯКУТЕНОК ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ »

Оффлайн ПАВЛОВСКАЯ ВЕРОНИКА ЮРЬЕВНА

  • Студент
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
113 группа
1.   Что такое «максимы Грайса»?

Грайс рассмотрел вежливость, как постулаты речевого общения, которые делают возможным и успешным взаимодейсвие участников разговора. Грайс был первым, кто сформировал принцип кооперации, состоящий из конверсационных максим:
1. Максима качества
2. Максима количества
3. Максима релевантности
4. Максима манеры
Принцип кооперации или, другими словами, совокупность данных максим, можно рассматривать как "неписанный кодекс" речевого этикета. Каждая из данных максим имеет более детальное пояснение. Например, максима качества подразумевает под собой следующие принципы: 1. Не говори того, что считаешь ложным. 2. Не говори того, для чего недостаточно оснований. Максима количества: 1. говори настолько информативно, насколько это требуется. 2. Не говори больше, чем требуется. Максима релевантности : 1. будь релевантным ( релевантный- уместный, актуальный в определенных условиях). 2. Не отклоняйся от темы, говори по существу. И последнее, максима манеры: 1. Будь последовательным. Избегай неясности. 2. Избегай двусмысленности. 3. Будь краток. 4. Излагай свои мысли четко, организованно.
Однако, идея максим Грайса весьма неоднозначна, так как в каждом обществе есть свои представления о каждой из приведенных свыше максим

Оффлайн РАПЕЦКИЙ АРТЁМ ЮРЬЕВИЧ

  • Студент
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
1112: 4.Какой из терминов правильный: «межкультурнАЯ коммуникацИЯ» или «межкультурнЫЕ коммуникацИИ»? Почему?

Более верным мне видится использование единственного числа как определения непосредственно процесса взаимодействия между представителями различных культур. Использование данного термина обуславливается, в первую очередь, полисемией термина «коммуникация» (поскольку обстоятельство «межкультурный» является классифицирующим и специфицирующим признаком данного понятия). Так, межкультурная коммуникация может определяться, во-первых, как само явление процесса взаимодействия представителей разных культурных групп. Во-вторых, это понятие является объединяющим для всех случаев такого взаимодействия. В-третьих, оно представляет собой принятое в лингвистике название научной дисциплины о подобных взаимодействиях. Именно исходя из первых двух значений, позволительно утверждать о том, что именно использование термина межкультурная коммуникация в единственном числе является наиболее правильным.
Аргументом в пользу использования обоих элементов в терминологической системе является тот факт, что между множеством культур происходит множество взаимодействий, и, соответственно, одна культура (её представители/носители) может вступать во взаимодействие с несколькими культурами (в первую очередь, это касается межэтнической и международной коммуникации). Однако я не считаю, что в этом контексте речь может идти о множестве межкультурных коммуникаций, поскольку термин «межкультурная коммуникация» не обязательном должен в данном случае вступать в оппозиционные отношения «один – много», поскольку межкультурная коммуникация характеризует взаимодействие различных культур как явление.

Оффлайн ГУСЕЙНОВА СЕВИНЧ АХМЕТ ГЫЗЫ

  • Студент
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
117:
1.К формулированию правил речевого поведения обращаются многие зарубежные ученые, называя их по-разному: «максимы общения», «постулаты речевого общения», «правила разговора» и «правила вежливости» и др. Достаточно широко известны «максимы» Г. П. Грайса. Исходя из общего принципа сотрудничества (кооперации), Г. П. Грайс формулирует 4 категории более частных правил - «максим общения»:
1) максима количества (информативность речи, насколько это необходимо);
2) максима качества (правдивость);
3) максима релевантности (говорить по существу дела);
4) максима способа выражения (ясность, краткость, последовательность).
Значение правил общения заключается прежде всего в том, что они, отражая реальность общения сквозь призму теории речевого поведения, дают ориентир, к которому примеряется каждое предлагаемое высказывание. Понятно, что с помощью одних только правил, советов и рекомендаций трудно сформировать поведенческие речевые навыки. Но внимание к сценариям, фрагментам речевого поведения, представленным в жизни (в повседневном общении, на радио и телевидении), с учетом правил речевого общения позволит оценить речевое поведение с точки зрения соответствия/несоответствия коммуникативной норме.
3. Коммуникация – сложный, многоэлементный процесс, включающий в себя немало разнообразных видов. К основным из них принято относить коммуникации:

1. внутренние и внешние;

2. горизонтальные и вертикальные;

3. межличностные, групповые и массовые;

4. вербальную, визуальную, перфомансную, мифологическую, художественную и масс-медиа.

Оффлайн МАМЕДМУРАДОВ РАХАТ РЕДЖЕПОВИЧ

  • Студент
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
117:
5. Важной стороной координации речевых действий говорящих является модальная координация, основная цель которой – защита социального статуса говорящих. Сохранить лицо собеседникам помогает следование  принципу вежливости, выражающемуся в следующих этических максимах: максимах такта, великодушия, одобрения, скромности и симпатии.
Характер модальной координации в диалоге зависит от принципов и правил конвенционального поведения, принятых в данной социальной сфере общения в целом и в данном речевом жанре в частности. Основными  факторами, влияющими на характер координации речевого поведения, являются статусно-ролевая характеристика собеседников и степень официальности / неофициальности отношений  говорящих. В диалоге с вертикальным типом отношений главная роль в координации речевого поведения принадлежит собеседнику с более высоким социальным статусом. Так, в информативном и регулятивном жанрах общения функцию одностороннего управления речевым поведением собеседника выполняет адресант, в интересах которого и осуществляется этот диалог. В диалоге с горизонтальным типом отношений (например, обмен мнениями) оба участника в той или иной степени, в зависимости от личностно-психологических характеристик, принимают участие в его координации. Обычно главную роль в координации речевого поведения при горизонтальном типе отношений отводят адресату, «второму собеседнику», который при помощи своих ответных речевых ходов осуществляет «поддерживание» или «придерживание» речевой инициативы первого собеседника.

Оффлайн МАМЕДОВА ДЖАХАН БАЙРАМОВНА

  • Студент
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Мамедова Джахан 116г
Фронтальная коммуникация - вид коммуникации, при которой трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
Диалог - вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.
Опосредованная коммуникация - вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему.

Оффлайн КОРНЕЛЬ ОКСАНА ВИКТОРОВНА

  • Студент
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
112: Максимы Грайса лучшим на данный момент образом формулируют базовые правила общения и ключевые принципы конструктивного диалога. Грайс был первым в современных исследованиях речевой коммуникации, кто сформулировал максимы ведения разговора, которые основываются на принципе кооперации. Согласно данному принципу, участник должен вносить свой вклад в разговор так, как это требуется, на той стадии, на которой в этом возникает необходимость, понимая цель или направление разговора, в который он вовлечен. Принцип может быть переопределен как общий принцип коммуникации, обосновывающий, что участники должны быть ясными, честными, эффективными и уместными. Принцип сопровождается четырьмя видами максим, позволяющим участникам разговора его соблюдать: это максимы манеры (способа), количества, качества и отношения.
Постулат Количества:
1) Твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога).
2) Твоё высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

Постулат Качества:
1) Не говори того, что ты считаешь ложным.
2) Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

Постулат Отношения / Релевантности:
1) Не отклоняйся от темы.

Постулат Способа:
1) Избегай непонятных выражений.
2) Избегай неоднозначности .
3) Будь краток (избегай ненужного многословия).
4) Будь организован.

Оффлайн КУЧИНСКИЙ АНДЖЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ

  • Студент
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
112: 3) Коммуникация – это всегда диалог, передача сообщения, обмен мыслями, информацией, т.е. – общение.
Коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.

Вербальная коммуникация для человека является основной: здесь имеется в виду универсальность этого способа для человека, всеобщая переводимость любых других коммуникативных средств на вербальный человеческий язык. К числу вербальных средств относится устная и письменная разновидности языка.

Невербальная коммуникация оперирует невербальными знаками (система жестов, пантомима, мимика) образуют вторичные языки (азбука Морзе, музыкальные ноты, языки программирования). Вербальные средства изучаются лингвистикой, невербальные – паралингвистикой и отдельными разделами семиотики.

Виды коммуникации:
При функциональном подходе можно рассматривать такие виды как:
- информативная;
- коммуникативная;
- аффективно-оценочная (чувства, мнения);
- рекреативная (информация для отдыха, в игровой форме);
- убеждающая (между людьми разных статусов, идеологические установки);
- ритуальная (традиции, обычаи).

По количеству участников и расстояния между ними:
1) автокоммуникация – речь, адресатом и адресантом которой является один и тот же человек, т.е. человек говорит сам с собой на уровне внутренней или внешней речи (например, при некоторых видах нарушений психики);

2) межличностное общение – это общение личностей независимо от их принадлежности к тому или иному социуму;

3) групповая коммуникация: внутри группы, между группами, индивид – группа (интервью политического лидера или разговор руководителя компании со служащими). Здесь есть различия – не столько количественные, сколько качественные: разные цели – в коммуникации в малых и в больших группах;

4) массовая коммуникация происходит в том случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио; газеты, компакт-диски и кассеты; интернет; телефон и почта). Существуют и другие параметры, по которым можно дифференцировать типы коммуникации: 1) монокультурная коммуникация – это общение представителей одного национально-лингвокультурного сообщества, все члены которого обладают единой когнитивной базой; 2) межкультурная коммуникация – общение представителей разных национально-лингвокультурных сообществ, обладающих разными национальными когнитивными базами.

Понимание сущности массовых процессов коммуникации и сущности коммуникации как массового процесса абсолютно необходимо в современном мире каждому. С одной стороны, специалисты по коммуникативным технологиям должны осознавать явления, которые они используют в своей практической деятельности. С другой – потребителю массовой информации и пропаганды также не мешает знать некоторые основы теории коммуникации с тем, чтобы не быть легковерной жертвой этой самой пропаганды и недобросовестного воздействия на массовое или групповое сознание.

Оффлайн ШИРМЕДОВА ОГУЛНАБАТ АКМЫРАДОВНА

  • Студент
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
117:
1.   Что такое «максимы Грайса»?
"Максимы Грайса" - это правила речевого общения или коммуникативные постулаты, куда относятся:
- постулат количества
-постулат качества
-постулат релевантности
-постулат способа выражения.

 

Гродненский Государственный университет имени Янки Купалы Интранет Музей ГрГУ им. Янки Купалы Почта ГрГУ им. Янки Купалы Региональный центр тестирования и довузовской подготовки ГрГУ им. Янки Купалы Абитуриент ГрГУ им. Янки Купалы Научная библиотека ГрГУ им. Янки Купалы Образовательный портал ГрГУ им. Янки Купалы